Централизованная система смазки для портальных кранов

Автором данной статьи является компания ООО "ТД ИРБИС"

При копировании ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте ссылку на сайт http://irbis.ua/

 
    Система смазки нужна любой паре трения. Особенно это касается дорогостоящей и интенсивно работающей технике, такой как портальные краны.

    При идеальных рабочих условиях подшипники могут непрерывно эксплуатироваться в течении многих лет, однако подшипники никогда не реализуют своих потенциальных возможностей с точки зрения ресурса. Срок их службы зависит от условий их производства, хранения, обслуживания, установки, нагрузки и условий работы.

    Основные причины сокращения срока службы подшипников связаны с проблемами смазки. Усталостные разрушения поверхности, абразивный износ, атмосферная коррозия, натиры, задиры и выбоины на поверхности, перегрев - вот основные типы неисправности подшипников, вызванные отсутствием системности при их смазке.

    Анализ причин преждевременного выхода из строя подшипников показывает, что более 50% случаев так или иначе связаны с проблемами смазки. Более конкретно - это недостаточная смазка узла (34,4%) и попадание внешних загрязнений (19,6%). Ошибки монтажа, нарушение режимов хранения, перегрузка механизмов - на все это приходится меньше половины. ЦСС позволяет кардинально устранить первую и вторую причины: по той же европейской статистике, при таком же обслуживании срок «активной» жизни пар трения увеличивается, как минимум, в три раза.

    Ручная смазка неизбежно носит дискретный характер, по объективным причинам зачастую с меняющимися интервалами. Даже оставляя в стороне расход дорогостоящего материала (поскольку набивка обычно производится если не до отказа, то «от души»), не удается избежать возникновения временных периодов с ограниченным содержанием смазки в подшипниках. Это явление иллюстрирует рис.1.
 Рисунок 1. Зона с ограниченным содержанием смазки при ручной смазке

    Испытывая «масляный голод», радиальные подшипники реагируют на него повышенным износом беговой дорожки; подшипники скольжения - завальцовкой внутренних каналов. Подшипники начинают «жаловаться», кран скрипит. Эти явления полностью устраняются при использовании ЦСС (рис.2). Строго дозированные мелкие порции, подаваемые через оптимизированные интервалы, создают полный эффект непрерывной смазки узла.

 Рисунок 2. Зона с достаточным содержанием смазки при автоматической смазке

    Любой эксплуатационник знает, что от времени, от тепловых воздействий смазка внутри подшипника твердеет и откладывается во внутренние полости подшипника. Как бы регулярно не производилась смазка, для сохранения подшипника его необходимо очищать и промывать. Разборка или демонтаж узла, особенно расположенного в труднодоступном месте - очень трудоемкая и дорогостоящая операция. Но при ЦСС эта проблема исчезает, что вносит дополнительный аргумент в пользу данной установки. Происходит это потому, что насос, создавая давление смазки в системе до 350 атмосфер и постоянно подавая «кванты» смазки, все время выдавливает загустевшую смазку из подшипника, тем самым постоянно обновляя весь объем смазки в узле. При этом малость самых порций и возможность подачи их непосредственно во время работы механизма исключает эффект появления масляной «шубы» вокруг узла.

    Этот эффект подтверждается многолетней практикой применения ЦСС в различных механизмах, включая работающие в самых неблагоприятных условиях: в шахтах, карьерах, в пустынях.

    Сегодня все современные мобильные портовые краны изначально оборудуются ЦСС на заводе-изготовителе. Портальные электрические краны, выпускающиеся за рубежом, тоже тотально оснащаются этими системами. От идеологии «необслуживаемых» набивных подшипников механика давно отказалась - по экономическим, кстати, соображениям.

    Если дело дошло до ремонта или модернизации, то металлоконструкции крана находятся в удовлетворительном состоянии. Если мы продлеваем срок службы крана, то установка ЦСС - одно из наиболее эффективных экономических решений. Это, кстати, очень хорошо поняли портовики Юго-Восточной Азии, где с 2003г. более 320 старых портальных кранов получили новую ЦСС (рис.3).

 

Рисунок 3. Схема смазки крановой установки, ходовых тележек и опорных консолей

    Помимо упомянутых преимуществ, ЦСС обычно экономит до 30% смазочного материала, что позволяет в рамках того же бюджета перейти на использование более дорогих, но и более качественных современных материалов. Пресловутая проблема человеческого фактора, характерная не только для украинских портов, перестает беспокоить собственника: он больше не зависит от добросовестности и аккуратности наемного работника.

    Говорить о стоимости стандартной системы невозможно, поскольку все они носят тот или иной индивидуальный характер. Ориентир может дать приблизительная оценка стоимости мазки одной точки: это 80-100 евро. Монтаж системы обычно обходится в 12-15% от контрактной стоимости.

    Кроме того, ЦСС состоит из четырех отдельных систем:

  • смазка крановой установки,
  • смазка стальных канатов,
  • смазка ходовых тележек и опорных консолей,
  • смазка рельсов (рис.4).

Рисунок 4. Смазка рельсов